-
Категория: Блог
Когнитивные искажения в рекрутинге
Когнитивные искажения – то, что сопровождает каждое наше действие, вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Эта проблема встречается как в обыденной жизни, так и в работе. В том числе в работе рекрутера.
Что такое когнитивные искажения и как они влияют на нашу жизнь?
Когнитивные искажения – это систематические ошибки в мышлении под влиянием эмоций, ограниченные представления и убеждения о происходящем. Каждый человек в той или иной степени подвержен данному явлению. Когнитивные искажения негативно влияют на психологическое состояние человека, мешают абстрагироваться и логично мыслить, поэтому их присутствие нельзя игнорировать.
Виды когнитивных искажений в рекрутинге
Проиллюстрируем ситуацию: молодой человек приходит устраиваться на работу и не приносит документы. Какова реакция рекрутера?
1. Наивный реализм
Рекрутеру кажется очевидным, что при устройстве на работу нужно брать с собой документы, поэтому он автоматически думает о том, что мужчина глуп. Эта предвзятость берется из уверенности в объективности собственного восприятия. То есть кажущееся таким очевидным в обязательности исполнения, но почему-то невыполненное действие другого человека заставляет нас думать о нем в негативном ключе.
Как бороться?
Принимать произошедшее как данность, не относится к происходящему так, словно оно невозможно, понимать, что каждому действию есть обоснование.
2. Наивный цинизм
Как бороться?
3. Эффект ореола
Как бороться?
4. Эффект прожектора
Когнитивное искажение, при котором человеку кажется, будто все внимание окружающих сосредоточено на его действиях и внешнем виде.
В нашем же примере данное искажение можно проецировать на рекрутера, который не обращает внимания на недостатки кандидата из-за его весьма привлекательной внешности. Когда человек красив, он кажется нам умным. Однако внешние данные – вовсе не показатель внутренней составляющей и тем более профессионализма.
Как бороться?
Так же, как и в случае с эффектом ореола, стараться оценивать исключительно профессиональные качества кандидата, не делать выводов, исходя из внешних признаков.
5. Искажение убеждений
Допустим, рекрутер общается с начальником пришедшего без документов мужчины, который уже произвел не лучшее впечатление. И клиент сообщает, что этот сотрудник действительно не очень хорош. Тогда уже сформировавшееся негативное мнение рекрутера усиливается чужим подтверждением, что приводит к окончательному выводу о том, что сотрудник негодный. При данном искажении человек добавляет значимости аргументам, если они схожи с его видением ситуации.
Как бороться?
Стараться справедливо взвешивать все «за» и «против», не делая поспешных выводов.
Подписывайтесь на наши социальные сети:
Изображение: People illustrations by Storyset