-
Категория: Блог
Семейноориентированные программы лояльности: забота о сотрудниках или ловушка?
В последнее время, все большую популярность среди работодателей, заботящихся о своем HR-бренде, набирают практики, ориентированные на семьи сотрудников. Компании с гордостью рассказывают общественности и соискателям о программах, разработанных специально для семей своих работников, и придумывают все новые направления family care. Для чего они это делают и чем это «грозит» сотруднику?
О чем собственно речь?
Чтобы сформировать отношение к программам лояльности нужно как минимум знать, что они собой представляют, на что направлены, каких видов бывают? Вот лишь некоторые проявления «заботы компаний о семьях сотрудников»:
- медицинская страховка для всей семьи;
- путевки для детей сотрудников в летние лагеря;
- детские сады, игровые комнаты, организация детских праздников, экскурсий по офису, оплата детского доктора;
- оплата отдыха не только для сотрудника, но и для его семьи;
- приглашение «вторых половин» на корпоративные мероприятия;
- организация спортивных мероприятий для всей семьи.
Некоторые компании подходят к family care нестандартно. Например, разрабатывают программы:
- Безопасности: номер телефона, по которому любой член семьи работника может позвонить в опасной ситуации и к нему приедут сотрудники охраны;
- Сближения: запланированные пятнадцатиминутки в Skype во время прихода детей из школы;
- Образования: есть практики премирования сотрудников за отличную учебу их детей;
- Интеллектуального развития: выпуск журналов и другой периодики для всей семьи.
Разумеется, существует еще масса других видов family care.
Мнения сторон
С одной стороны, задача family care достаточно очевидна - повышение лояльности работников к компании и развитие ее HR-бренда. Любая «care» призвана перевести отношения между работодателем и работником из производственных в более человеческие. Это их главная цель. Кроме того, программы лояльности призваны решать вопрос снятия стресса. Работодатель берет на себя часть личных забот и обязанностей сотрудника, освобождая его от волнения по этому поводу.
К примеру, когда сотрудник ищет детский сад для ребенка, он тратит на поиск идеального варианта много времени, сил, эмоций и нервов. Если компания открывает детский сад для детей сотрудников – проблема решена. Таким образом, family care - это способ снять с сотрудника лишние хлопоты и тем самым помочь ему сосредоточиться.
С другой стороны, противники программ лояльности упрекают компании в том, что с их помощью работодатели привязывают сотрудников к месту работы. Человек становится заложником компании, т.к. при увольнении он теряет слишком многое. Противники family care также говорят о том, что весь их смысл, в конечном счете, сводится к желанию платить людям меньше.
Кто прав?
Как и в любых других вопросах, у семейной ориентированности работодателя всегда будут сторонники и противники. И это в меньшей степени зависит от преследуемых с их помощью целей, и в большей – от личного восприятия людей.
Теми сотрудниками, которые еще не обзавелись семьей, family care чаще воспринимается, как попытка «купить с потрохами». Не столкнувшись с проблемами, которые решают программы лояльности, они не признают их ценности.
Позитивно family care воспринимается людьми от 30 лет и старше, которые уже обзавелись детьми и имеют потребности, которые компания может удовлетворить.
Вывод? Если организация ориентирована на то, чтобы брать на работу молодых специалистов – то family care будет деньгами на ветер. Если же фирма ориентирована на команду от 30 и старше, то программа с большой вероятностью будет работать.
Как не переборщить с заботой?
Это полностью вопрос обратной связи. При любом начинании, необходимо спрашивать у сотрудников: а нужно ли им это? Проводить опросы, анализировать ответы: есть ли интерес, какие высказываются опасения, процент желающих участвовать и прочее. Если планируется разовое мероприятие, опрос можно провести постфактум. Это будет и оценкой эффективности эвента.
Сегодня компании выбирают нишу семейной ориентированности по разным причинам и преследуют различные цели, в числе которых и социальные, и коммерческие. И большинство из них понимает, что позитивное отношение к family care не будет абсолютным. Нам знакомы истории, когда про семейноориентированные компании одни соискатели говорили: «Не слишком ли много они на себя берут? Я не хочу, чтобы работодатель «по локоть» влезал в мою личную жизнь». А другие радостно восклицали: «Да это же работодатель моей мечты!». Вспоминая поговорку «Что русскому хорошо, то иностранцу - смерть», резюмируем: для успешной работы программ лояльности нужно ориентироваться на имеющуюся аудиторию и не забывать об обратной связи.