Категория: Блог
Автор: А. Богданова

Дорожная карта погружения рекрутера в IT сферу

Рекрутер, начинающий работать над позициями в IT, сталкивается с большим количеством новой информации, которую желательно уже знать, когда взял вакансию в работу. Хорошо, если в компании проводят специальные тренинги, где рекрутеру популярно и структурированно расскажут об особенностях рынка, технологиях, на что обращать внимание в резюме, что почитать и самостоятельно изучить. Гораздо чаще есть, в лучшем случае, знающие коллеги, которые могут фрагментарно что-то объяснить, ответить на вопросы по конкретной вакансии, но бывает, что и их нет. И тогда рекрутер-новичок в IT (даже если у него большой опыт подбора в других сферах) пытается сам освоить информацию, хотя понимает очень отдаленно, что ему нужно знать. Он находит статьи и вебинары про IT подбор, площадки и инструменты поиска разработчиков, но ничего про то, как все работает в IT компаниях, чем конкретно занимаются люди и какие технологии применяются для той или иной задачи.

И тогда начинающий специалист делает те самые типичные ошибки, за которые программисты «троллят» рекрутеров. Он ориентируется на набор аббревиатур, перечисленные в вакансии (которые он не всегда даже может правильно прочитать), отбирает резюме по ключевым словам, пишет много лишних писем или звонит неподходящим людям, раздражает заказчика потоком слабых резюме и глупыми вопросами и, в конечном счете, тратит время и деньги своего работодателя впустую. Со временем, конечно, он может сам структурировать знания, которые приобретает, общаясь с кандидатами, нанимающими менеджерами и знакомыми из IT сферы. В среднем у неглупого рекрутера самообучение занимает от 3-х до 6-ти месяцев, при условии, что он имеет возможность работать с разнообразными вакансиями и составить общую картину об IT рынке.

Хотим поделиться с вами планом того, что нужно изучать, чтобы вы понимали, какие знания нужны IT рекрутеру для того, чтобы выстраивать отношения с кандидатами и говорить на одном языке с заказчиком.

С чего начать изучение отрасли IT?

Сначала надо составить представление о структуре рынка в целом:

  1. Разделить и понять разницу между Hardware (HW) и Software (SW).
  2. Получить представление об основных сегментах рынка. Например, можно воспользоваться такой сегментацией:
  • Продуктовая компания (Вендор) – компания-производитель оригинальных программных и/или инфраструктурных продуктов/решений.
  • Аутсорсер разработки – компания, разрабатывающая программные решения на заказ.
  • Системный интегратор – компания, разрабатывающая и внедряющая индивидуальные инфраструктурные и/или программные решения для предприятий под заказ.
  • Аутсорсер внедрения ПО – компания, внедряющая и дорабатывающая под заказ программные продукты, чаще всего ERP-системы (системы управления предприятием) или их модули, CRM-системы (системы для учета процессов по работе с клиентами).
  • ИТ-подразделение непрофильной компании – внутренняя разработка и внедрение прикладного ПО, автоматизация процессов, инфраструктурные решения для обеспечения IT поддержки профильной деятельности предприятия.
  1. Сделать обзор видов разработки:
  • Веб-разработка; мобильная разработка.
  • Разработка корпоративных систем и бизнес-приложений (банковский софт, ERP, CRM, WMS-системы).
  • Разработка баз данных.
  • Системная (embedded) разработка. Разработка компьютерных игр.
  1. Чтобы начать понимать что к чему в описании вакансий разработчиков, нужно изучить базовые понятия разработки:
  • Жизненный цикл разработки (какие есть этапы в процессе разработки).
  • Платформы (среды) разработки (IDE), какие они бывают, чем отличаются от языка программирования.
  • Клиент (frontend) и сервер (backend). Понятие full-stack.
  • Сайты и приложения (типы и характеристики).
  • Паттерны проектирования.
  • Языки программирования (клиентские и серверные, высокого и низкого уровня).
  • Библиотеки, фреймворки языков программирования.
  • Базы данных (реляционные, нереляционные и т.п.).
  • Инфраструктурные технологии: сервера, ОС (например, UNIX, HP-UX).
  • API, протоколы.
  • Системы контроля версий.
  • Багтрекеры.
  • Legacy код.
  • Методология разработки.
  1. Затем рекомендуем структурировать и понять роли и должности, наиболее распространенные в компаниях (или подразделениях), для которых подбираете персонал. Свои специфичные роли есть в отдельных направлениях IT бизнеса (Big data, GameDev, Digital-агентства).

Типовая ролевая структура в компаниях, которые занимаются разработкой ПО, выглядит примерно так:

  • CEO/Генеральный директор – осуществляют операционное руководство компании.
  • CTO, и Tech Lead, Team Lead – осуществляют операционное и/или техническое руководство компанией или отделом/группой, создающей продукт.
  • Head of PMO – Project Management Office (Руководитель отдела проджект менеджеров), Program manager (Руководитель группы проектов) и Project manager (Руководитель проектов) – управляют проектами: организовывают и контролируют процесс выполнения проекта, обеспечивают соблюдение согласованных с заказчиком сроков, качества и стоимости проекта.
  • Product manager (продуктолог) – идеолог продукта, который определяет, какие задачи этот продукт должен решать, чем отличаться от конкурентов, как выглядеть с точки зрения потенциального пользователя.
  • Системный и бизнес-аналитик (анализирует требования к системе или бизнес-процессы, отраженные в ней, моделирует бизнес-процессы).
  • Архитектор ПО – занимается проектированием архитектуры ПО, т.е. принятием ключевых проектных решений относительно внутреннего устройства программной системы и ее технических интерфейсов.
  • Разработчик/программист.
  • QA, тестировщик (мануальный и автоматизатор).
  • Data engineer.
  • UI/UX дизайнер.
  • Администратор и разработчик баз данных.
  • DevOps.
  • Системный администратор/инженер.
  • Хелпдеск специалист.
  1. Следующий уровень погружения – понимание отличия разных задач (ролей) в работе с одними и теми же технологиями. Например, отличие администратора баз данных от разработчика баз данных; Junior разработчика от Senior; архитектора от разработчика. Дело в том, что одни и те же технологии используются на разном уровне и для разных задач и можно очень легко ошибиться, если вы просто ориентируетесь на ключевое слово в списке технологий, перечисленных в резюме кандидата. К примеру, язык разработки Python – инструмент и web-разработчиков, и тестировщиков-автоматизаторов, и дата-сайнтистов.

  2. Дальше следует изучать конкретные технологии, которые требуются на вакансиях в вашем портфеле. Важно понять внутренние связи между языком разработки, платформой, существующими фреймворками, базой данных, операционной системой. А также, для чего используются те или иные технологии в описании вакансии, какие из них всегда идут вместе, а какие технологические связи могут различаться в разных компаниях/проектах и для разных задач. Важны нюансы, например, разработчик C++ под операционную систему Linux, возможно, не подойдет на вакансию, где нужно писать на том же С++, но под Windows.

 

Для поиска этой информации мы рекомендуем отличный англоязычный словарь IT-терминов, составленный нашими зарубежными коллегами:

 

Также мы в ближайшее время запускаем цикл вебинаров с участием высококвалифицированных IT специалистов. Они расскажут о технологиях, которые используют, о стоящих перед ними задачах и ключевых понятиях в их деятельности https://ichar-events-org.timepad.ru/event/552501/ .
Цель вебинаров - помочь рекрутерам задавать правильные вопросы на интервью и понимать, подходит ли кандидат на вакансию в данной области, ориентируясь на его опыт, навыки и стек технологий.

Анна Палехова,
Руководитель отдела подбора персонала,
Рекрутингового агентства iChar